ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ совместной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОСААФ России и МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РФ пО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МОЛОДЕЖИ

Процесс развития российского государства и общества преподносит серьезнейшие вызовы в области воспитания и обучения взрослеющего поколения. Государству нужны здоровые, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, готовые учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту. Поэтому военно-патриотическое воспитание молодежи становится одной из актуальных задач.

Содержание военно-патриотического воспитания молодежи

В последние годы Россия ощутила резкое обострение международной обстановки, столкнулась с беспрецедентными экономическими санкциями и ростом антироссийских настроений в политических кругах США и стран Запада, в геополитических процессах усилилось информационное противостояние. Оно проявляется, например, в виде искажения значения эпохальных исторических событий, непосредственное отношение к которым имела наша страна, в агрессивной экспансии элементов чуждых культур в культуру нашей страны, во всплеске русофобии. Основным объектом такого информационного влияния и одной из наиболее уязвимых перед ним социальных групп становится как раз молодежь.

Для противодействия этим вызовам и угрозам в Российской Федерации действует государственная молодежная политика. Она представляет собой систему мер нормативно-правового, финансово-­экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера, реализуемых на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, активного межведомственного взаимодействия. Эти меры направлены на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, расширение возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышение ее потенциала ради достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны, а также упрочения ее лидерских позиций на мировой арене.

К основным целям государственной молодежной политики относятся:— создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития государства;

— укрепление чувств сопричастности граждан к истории и культуре России, обеспечение преемственности поколений россиян;

— воспитание граждан, любящих свою Родину, имеющих активную жизненную позицию.

В свете таких целей особую значимость обретает военно-патриотическое воспитание молодежи. Именно оно должно гарантировать и решающий вклад в дело формирования гармонично развитых личностей российских граждан, подготовленных защитников Оте­чества.

Кроме того, военно-патриотическое воспитание молодежи актуально еще и потому, что патриотизм в целом закладывает основы для консолидации общества и укрепления устоев государства.

Эффективные шаги по этому пути невозможны без гармоничной, отлаженной системы, которая предусматривает:

— формирование у гражданина и развитие у него социально значимых ценностей защиты Отечества на основе гражданско-патриотического, духовно-нравственного, историко-патриотического, культурно-патриотического воспитания в ходе обучения и воспитания в образовательных учреждениях всех видов и типов;

— массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями;

— деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на изучение и освещение проблем военно-патриотического воспитания молодежи, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

         

Военно-патриотическое воспитание молодежи — неотъемлемая составная часть патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Оно представляет собой многоплановую систематическую целенаправленную и скоординированную деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к его защите как важнейшей конституционной обязанности и к обеспечению военной безопасности государства перед лицом внешних и внутренних угроз.

Военно-патриотическое воспитание призвано пробуждать у молодых людей любовь к Родине, чувство уважения к боевым традициям российского народа и его Вооруженных Сил, способствовать приобретению гражданами прикладных военных и военно-технических знаний.

Основными задачами военно-патриотического воспитания молодежи считаются:

— формирование у граждан РФ патриотических ценностей, патриотического самосознания;

— воспитание уважительного отношения, верности традициям Российской армии;

— утверждение в обществе сознательного отношения к выполнению конституционного долга по защите свободы и независимости России, обеспечению ее безопасности и суверенитета;

— активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Оте­чества;

—  формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами;

—  привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства — Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества.

Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, установками, интересами, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке его к защите Отечества.

Военно-патриотическое воспитание молодежи протекает по следующим основным направлениям:

— духовно-нравственное — осознание личностью высших ценностей, идеалов, ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, развитие высокой культуры и образованности, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, слагаемых воинской чести, ответственности и коллективизма;

— историческое — познание истории Отечества, места и роли России в историческом процессе, героического прошлого разных поколений, осознание неповторимости Отечества, неразрывности с ним, гордости за его историю, ответственности за происходящее в обществе и государстве;

— политико-правовое — формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики.

Военно-патриотическое воспитание молодежи — одно из направлений государственной молодежной политики России на долговременную перспективу.

Основная цель — воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций путем вовлечения к 2025 году 25 % граждан Российской Федерации в систему патриотического воспитания.

Большая роль в системе военно-патриотического воспитания молодежи отводится взаимодействию Министерства обороны РФ с ДОСААФ России и  другими органами государственной власти, и молодежными общественными объединениями.

Это взаимодействие ускоряет решение главной задачи военно-патриотического воспитания — формирование у граждан глубокого понимания патриотического долга, готовности встать на защиту Родины, и в целом — воспитание граждан, способных обеспечивать безопасность Отечества, укреплять целостность и единство страны.

Воспитанием патриотизма на воинских традициях и ритуалах  нельзя пренебрегать. Воинские традиции — часть национально-государственных традиций.

К первостепенным боевым традициям Российской армии относятся: мужество и массовый героизм; верность Военной присяге; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; взаимная выручка и боевое братство; уважение к командиру и защита его в бою; гуманное отношение к поверженному врагу, пленным и др.

Одна из форм воспитания патриотизма на воинских традициях и ритуалах — пропаганда боевых традиций, в частности, проведение уроков мужества.

Один из векторов военно-патриотического воспитания молодежи — разъяснение ей смысла и содержания как национально-государственной символики Российской Федерации — Герба, Флага и Гимна, государственных праздников, так и системы официальных военных символов, флагов, боевых знамен, знамен, знаков отличия, знаков различия и других геральдических знаков.

Не менее значимо изучение лучших отечественных произведений литературы и искусства патриотического характера, участие в художественной самодеятельности, посещение исторических и памятных мест.